Что выпускают новейшие уральские заводы?

Что выпускают новейшие уральские заводы?

Стадионы и небоскребы невозможно построить без металлоконструкцийФото: Владимир Жабриков © URA.Ru

Каркасы небоскребов, конструкции екатеринбургского Центрального стадиона и спортивных объектов сочинской Олимпиады, главные детали строящегося моста на полуострове Крым и трубы для нефтяных скважин — все это делают на Урале. История о том, как небольшая торговая компания превратилась в крупнейший металлургический холдинг — в интервью «URA.Ru».

История Компании «Металлинвест» эксклюзивна даже для уральского бизнес-сообщества, в котором есть немало уникальных «биографий». Когда-то это была небольшая фирма со штатом в десяток человек, а сегодня «Металлинвест» — металлургический холдинг, состоящий из нескольких заводов с миллиардным оборотом и тысячей сотрудников.

Корреспонденты «URA.Ru» приехали, чтобы поздравить компанию с юбилеем: в этом году «Металлинвест» празднует свое 25-летие. О том, как торговая фирма выросла в холдинг, объединяющий шесть заводов, нам рассказал коммерческий директор Роман Геннадьевич Кузьмин.

Интервью с Металлинвест. Екатеринбург
Из небольшого предприятия «Металлинвест» превратился в мощную корпорацию
Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru

Компания была основана в начале 90-х, когда экономика страны переживала глубокий спад. Промышленные предприятия простаивали, сотрудникам задерживали зарплату, отправляли их в длительные отпуска без содержания. На этом фоне наиболее инициативные россияне, глядя в сторону Запада, мечтали о собственном бизнесе. Новые компании открывались как в больших, так и в малых городах.

Именно в этот момент в небольшом офисе в Нижнем Тагиле началась история компании «Металлинвест». Большинство молодых предприятий не выдерживало конкуренции и закрывалось, но «Металлинвест» только набирал обороты, с каждым годом организация становилась мощнее. Так, к началу двухтысячных предприятие стало дилером крупнейших металлургических холдингов (им и остаемся по сей день), — таких как «ЕВРАЗ», Новолипецкий металлургический комбинат, ММК.

«Мы развивались очень активно и к 2008 году добились хороших результатов, войдя в число наиболее мощных металлотрейдинговых компаний России», — вспоминает Роман Кузьмин.

Интервью с Металлинвест. Екатеринбург, кузьмин роман
Роман Кузьмин: «У нас не было никаких олигархов-инвесторов — всего добились сами!»
Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru

Но тут грянул кризис. Когда под конец лета запасы металла на складах дилеров из-за решения производителей внезапно подешевели на 50%, это стало шоком. Для того чтобы удержать позиции, нужно было что-то менять. «На мой взгляд, кризис — время для перераспределения ресурсов, в этот период следует воплощать в жизнь те идеи и мечты, реализация которых ранее откладывалась» — говорит коммерческий директор. Именно тогда было принято самое важное историческое, стратегическое решение — развивать новые бизнесы. «И мы, и металлургические заводы сделали тогда для себя выводы: металлурги решили, что трейдеры слишком независимы, и начали развивать собственные сбытовые сети, — поясняет Роман. — Мы не перестали быть их дилерами, но поняли, что нельзя складывать все яйца в одну корзину, и решили открывать свое производство».

Уральский завод сварной балки

Первым заводом, который построил «Металлинвест», стал Уральский завод сварной балки в Нижнем Тагиле. «Балка — это продукт, из которого изготавливаются металлокаркасы высотных зданий, — поясняет Роман Кузьмин. — Все небоскребы, торговые центры и конструкции мостов строятся из балок. Мы продавали балку Нижнетагильского металлургического комбината (это был единственный производитель в России) и на тот момент уже являлись одним из ключевых игроков на этом рынке. Мы продавали ее больше всех в стране, поэтому знали все сильные и слабые стороны подобной продукции».

Строительство Центрального стадиона. Екатеринбург, строительная площадка, центральный стадион екатеринбург
«Металлинвест» — поставщик крупнейшей стройки к ЧМ-2018 — Центрального стадиона в Екатеринбурге
Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru

При безукоризненном качестве балки, изготовленной на НТМК методом горячей прокатки, минус был в том, что не весь перечень балок «ЕВРАЗ» изготавливал постоянно. «Бывает, клиенту срочно надо какую-то балку, а она будет в производстве только через три месяца, — объясняет Роман. — Общаясь с клиентами, мы видели спрос, знали, какие балки спрашивают, какие не катают сейчас, а какие — никогда не будут. И мы решили изготавливать балку сами — сварную». По прочностным характеристикам она уступает цельнокатаной, но когда «сроки горят», строители готовы пересогласовывать с конструкторами используемые детали.

«Мы купили оборудование, нашли специалистов, открыли завод и стали производителями, — рассказывает Роман Кузьмин. — Любую балку, которая нужна клиенту, мы готовы произвести в течение месяца, причем сразу конкретного размера. Рискованный, казалось бы, шаг оказался стратегически верным: уже через год компания „отбила“ все инвестиции. Проект получился эффективным, но нам было проще: не надо было завоевывать ни имя, ни клиентов — все они уже были у нас в базе, — вспоминает коммерческий директор компании „Металлинвест“.

— Мы просто сказали им, что теперь у нас есть любая балка в любой момент. Заказывайте — сделаем! Клиентам это очень понравилось».

Нижнетагильский трубный завод Металлинвест

Успешный опыт собственного производства позволил компании по-другому взглянуть на рынок металлопроката. «Мы стали думать, а какую еще продукцию мы могли бы производить? — говорит Роман Кузьмин. — Причем производство надо было создавать быстро и при ограниченном объеме вложений (понятно, что построить целый металлургический завод мы не могли — это огромные инвестиции и годы работы). Мы изучили опыт зарубежных коллег и открыли такую нишу, как профильные (квадратные или прямоугольные) электросварные трубы».

Электросварные трубы — рынок, который родился в России «с нуля». «Металлинвест» был одним из его первопроходцев
ФОТО: УК «Металлинвест»

В отличие от цельных круглых труб, которые льют на уральских трубных заводах, профильная труба изготавливается на механическом конвейере: лист, скатанный в рулон, загибается по нужной форме, после чего варится шов. В тот момент в стране была всего пара таких производителей, купить эту продукцию было очень сложно — самого рынка еще не существовало. «У нас в Нижнем Тагиле была площадка — бывший цех, доставшийся нам в наследство от советских времен. Мы закупили импортное оборудование и в 2010 году поставили на этой площадке завод с нуля — так началось производство профильной трубы» — вспоминает Кузьмин.

Начало этого производства способствовало формированию целого рынка. «Оказалось, профильная труба — очень универсальный продукт, который может использоваться в любых металлоконструкциях, являясь товаром-заменителем для любой группы металлопроката», — рассказывает Роман. Перспективы рынка увидели и крупные металлургические заводы (для их продукции профильная труба стала прямым конкурентом): многие из них открыли собственные производства — «Магнитка», «Северсталь»".

Впоследствии многие металлургические заводы открыли свои собственные производства профильных труб
ФОТО: УК «Металлинвест»

"Нам сложно конкурировать с такими производителями, тем более что мы закупаем у них сырье (рулон) для своей продукции, а они делают трубу сами, — объясняет Кузьмин. — Если раньше мы могли продавать трубу по всей стране, то сегодня ореол продаж — Урал, часть Поволжья и Сибирь — в сторону Москвы продавать уже сложнее. Сегодня в каждом крупном городе есть такой завод".

Компании помог огромный опыт торговли металлопрокатом и сложившаяся клиентская база: уже к моменту запуска у предприятия было заказов вперед на 2 тыс. тонн в месяц. Вложения окупились за три года, территория металлобазы в Нижнем Тагиле превратилась в современный логистический центр, на территории которого сейчас находятся Уральский завод сварной балки (УЗСБ), Нижнетагильский трубный завод «Металлинвест» (НТТЗМ) и «Металлинвест Завод металлоконструкций» (МИЗМК).

Ирбитский трубный завод

Поскольку цена входа на рынок профильной трубы относительно невысока (это десятки-сотни миллионов рублей), число заводов стало в последние годы резко расти (только за 2015 год открылось 14 таких предприятий). Рынок вырос в разы: в 2010-м это было несколько тысяч тонн, сейчас — сотни тысяч. Пик открытия производства пришелся на 2013—2014 годы.

Ярмарка и мотоциклетный завод. Ирбит, мотоцикл урал, ural, имз, ирбитский мотоциклетный завод
Новое производство было развернуто на одной из площадок бывшего Ирбитского мотоциклетного завода
Фото: Александр Мамаев © URA.Ru

«Мы заняли определенную долю рынка, но увидели для себя угрозу и поняли, что надо двигаться дальше, — поясняет Кузьмин. — Увидели еще одну нишу на рынке — трубу круглую, но не катаную (которую делают на крупных заводах), а электросварную».

Разместить производство было решено в Ирбите. «Чуть раньше нам посчастливилось приобрести часть Ирбитского мотоциклетного завода: предприятие было в плачевном состоянии. Это был большой цех, где планировалось делать электрометаллургический завод, но после кризиса инвесторы отказались от идеи и выставили объект на продажу», — вспоминает Роман. «Когда возникла идея делать электросварные трубы, мы вспомнили про эту площадку и приобрели ее, она словно ждала своего часа».

На этот раз вложения потребовались более серьезные. «Мы решили изготавливать трубы больших диаметров (325, 219), которые использует нефтегазовый сектор, — рассказывает коммерческий директор „Металлинвеста“. — 

Для нас это был абсолютно новый рынок. С точки зрения маркетинга это можно называть партизанской стратегией: наши пять тысяч тонн при миллионных объемах конкуренты не заметили. Но у нас наполеоновские планы».

Пришлось столкнуться и со спецификой рынка: нефтегазовые компании очень любят плановость, контрактуя объемы по закупу годами, полугодиями, кварталами. «На этот рынок трудно зайти с наскока — для начала нужно себя зарекомендовать: у этих компаний на первом месте — качество продукции, на втором — надежность по срокам, и только на третьем — цена, но она тоже должна быть конкурентной, — объясняет Роман Кузьмин. — Мы начали выпуск продукции с апреля, и часть ее уже отгружена нефтегазовым компаниям. Обратная связь очень хорошая: клиентов устроили и качество, и сроки, и цена. Сейчас активно участвуем в тендерах и, надеюсь, что к концу году предприятие выйдет на проектную мощность».

«Заводы металлоконструкций Металлинвест» (Нижний Тагил и Челябинск)

«Еще когда мы изучали вопрос об изготовлении сварной балки и профильной трубы, зная бизнес наших покупателей, мы подумали, почему бы нам самим не стать производителями конечных металлоконструкций, — рассказывает Роман Кузьмин. — Клиенты есть, металлопрокат мы и так получаем сами — почему не попробовать?»

Визит Игоря Шувалова на Центральный стадион. Екатеринбург, строительство стадиона, чм2018, fifa world cup, центральный стадион екатеринбург
Сегодня прозводственные мощности «Металлинвеста» позволяют изготовить сложнейшие металлоконструкции
Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru

Здесь конкурентами нового предприятия были и остаются крупные заводы металлоконструкций с многолетней историей. «Многие такие предприятия стоят еще с советских времен, у них большие площади, цеха, а это затратно, — поясняет коммерческий директор компании „Металлинвест“. — Мы более мобильны, универсальны, цену можем сделать интересней, поскольку металл закупаем дешевле. Заходить на рынок было непросто, но методом проб и ошибок нашли своего клиента».

После запуска завода в 2010 году его мощность практически сразу оказалась законтрактована, и компании не оставалось ничего другого, как развивать бизнес дальше. Второй завод металлоконструкций построили в Челябинске, где купили часть завода автоприцепов. Оборудование поставили голландцы. Теперь раскрой металла производит автоматизированная линия, профессиональным сварщикам остается лишь собрать и сварить нужные конструкции.

Нижнесалдинский металлургический завод

Нижнесалдинский металлургический завод. Нижняя Салда, стан 800
Восстановив НСМЗ, «Металлинвест» сохранил «демидовскую жемчужину» — старейшее и уникальное предприятие Урала
Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru

Он появился среди активов «Металлинвеста» почти случайно. «Мы много лет плотно работаем с „ЕВРАЗом“, а это предприятие входило в холдинг, но было для них убыточным», — рассказывает Роман Кузьмин. — Когда «ЕВРАЗ» стал проводить политику по продаже непрофильных активов, НСМЗ выставили на продажу и обратились к нам как к партнерам по бизнесу: «Не хотите купить?»

Нижнесалдинский металлургический завод. Нижняя Салда, железнодорожная подкладка, нсмз
Нижнесалдинский метзавод продолжает поставлять свою продукцию для РЖД, но теперь уже на новых условиях
Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru

Перед руководством стоял непростой выбор: продукция НСМЗ (рельсовые скрепления) — весьма специфическая и непрофильная для холдинга. Несомненно, Нижнесалдинский металлургический завод — единственное в России предприятие, способное производить качественные элементы скрепления железнодорожных путей, и должно себя окупить. Кроме того, вызывала опасение и предстоящая социальная ответственность.

На предприятии на тот момент трудилось около четырехсот жителей Нижней Салды. «Мы понимали, что это огромный риск. Взяв на себя обязательства по оздоровлению предприятия, мы чувствовали ответственность не только за сотрудников, но и за их семьи. У нас не было права на ошибку, чтобы предприятие стало прибыльным, мы должны были выработать верную стратегию», — поясняет Кузьмин.

«Компания пошла по пути оптимизации расходов, мы были вынуждены использовать непопулярные меры и с кем-то расстаться. По согласованию сторон с выплатой крупных денежных компенсаций было сокращено до 20% персонала. Оставшись с лучшими, мы сохранили предприятие и коллектив» — говорит Роман. Вторая часть антикризисного плана была связана с увеличением рентабельности производства и активным продвижением продукции на российском и зарубежном рынках. Уже два года предприятие успешно работает, а компания «Металлинвест» стала одним из главных социальных партнеров города Нижняя Салда. «Мы всегда помогаем городу, даже если это не связано напрямую с заводом», — говорит Роман Кузьмин. Специалисты компании сформировали инвестиционные проекты по выведению убыточного предприятия в прибыльный бизнес и совместно с экономистами РЖД детально, до винтика, изучили весь технологический процесс и экономику производства.

Всю прибыль, которую компания получает на НСМЗ, она инвестирует в модернизацию оборудования. «Это еще демидовский завод, оборудование действительно очень старое, часть — ельцинских времен, а немецкие прессы — вовсе начала XX века, — говорит Роман Кузьмин. — Обновляя производство, мы стараемся сохранить историю: на предприятии есть музей. Завод уникальный: именно здесь изготавливалось железо для рельсов, из которых в царской России была построена железная дорогая между Москвой и Санкт-Петербургом.

Супермаркет металлопроката

Вот уже несколько лет „Металлинвест“ уверенно входит в пятерку крупнейших металлоторговых компаний в России, а по оборотам может претендовать на включение в рейтинг 200 крупнейших компаний Р. Ф. Свои позиции компании приходится удерживать в условиях жесткой конкуренции: из-за кризиса рынок металлопроката за последние два года сократился на 20—30 процентов.

Строительство Керченского моста, керченский мост, крымский мост, строительство моста
Керченский мост собирают в том числе и на Урале
Фото: Официальный информационный сайт строительства Крымского моста

„Понятно, что, если человеку надо много конкретного продукта как можно дешевле, он будет закупать на заводе, — объясняет на пальцах Роман Кузьмин. — А если покупателю надо и соль, и сахар, и хлеб, и молоко — он придет в супермаркет. Мы — это супермаркет металлопроката, у нас есть все: и швеллер, и балка, и арматура — весь перечень металлопроката, который есть в стране. И как это бывает в супермаркетах, часть продукции — собственного производства“.

Строительство Керченского моста, керченский мост, крымский мост, строительство моста
При строительстве моста через Керченский пролив используется балка „Металлинвеста“
Фото: Официальный информационный сайт строительства Крымского моста

Сегодня „Металлинвест“ — надежный партнер многих знаковых строек. „Мы поставляем продукцию компании „Курганстальмост“, которая производит и монтирует металлоконструкции почти на всех стадионах к чемпионату мира по футболу — 2018, — рассказывает Роман. — На Центральном стадионе в Екатеринбурге сейчас идет монтаж верхней части металлокаркаса“.

В компании гордятся и тем, что поставляли металлопрокат на стройки Олимпиады в Сочи — продукция использовалась при строительстве стадионов („Фишт“, Большой стадион, „Шайба“), а также для тоннелей, которые строили к играм РЖД. А сегодня продукция Нижнетагильского завода сварной балки поставляется на главную стройку России — Керченский мост.

„Там идет нестандартная балка, и мы поставили уже ее несколько тысяч тонн, — говорит коммерческий директор „Металлинвеста“. — Приятно, что есть и наш вклад в строительство этого моста“. А многолетнее сотрудничество с такими крупными компаниями, потребителями металлопроката, как "РЖД", "Газпром", "Газпромнефть", "УТМК", "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Татнефть", "РусГидро", "Росатом", "Стройтрансгаз", "ТАИФ-НК", Самарский "Электрощит", говорит о компании "Металлинвест" само за себя».